ХIII КОНГРЕСС РАИ 24-26 марта 2013

 

Фокусник Денис Власов

 

Обзор Конгресса РАИ 2013 от Дениса Власова. Часть 1.


Ну вот и закончился тринадцатый Конгресс РАИ 2013, и как оказалось для фокусников число «13» счастливое. Конгресс был насыщенным, интересным, а порой и даже взрывным! Сначала захотелось написать 60 страниц текста. Потом одно предложение: «Девид Стоун и Генри Эванс». Потом думал просто выложить фото с подписями и ничего не писать. Лучше один раз увидеть. Есть поводы для размышлений, и конечно, осталась масса переживаний. Будем считать данный отчет частным мнением, с которым можно поспорить, согласиться или не согласиться, но частное мнение тем и интереснее.

 

 

Конгресс иллюзионистов в Москве 2013

 


ПЕРВЫЙ ДЕНЬ КОНГРЕССА

В этом году первый день Конгресса проводился в ДК Метростроя. С утра всех участников встречал Президент РАИ Владимир Петрович Руднев. Пожимая руки, он говорил «С праздником!». Некоторые не понимали, о чем идет речь, но к концу Конгресса вопрос уже не возникал – это действительно был праздник фокусов!


Зал ДК Метростроя мне понравился своей атмосферой и удобством. Часть кресел была занята бумажками с подписями «Места для делегатов». Некоторые бумажки имели текст «Места для делИгатов», что давало повод для множества шуток. Настроение всех участников Конгресса было хорошим и действительно праздничным. Стоявший на сцене бумажный заяц падал, складываясь пополам, и это уже вызывало бурную радость, как некое начало шоу.


Первым был проведен детский конкурс. Открытие Конгресса задержалось на час, поэтому томить юных участников было негуманно. В зале помимо фокусников сидели и простые зрители с детьми, купившие билеты на Гала-шоу. Интересно отметить, что детское выступление они смотрели с огромным интересом.


Первым выступал Кирилл Шишлов (Иваново). Выступать первым, да еще в самом начале Конгресса – дело непростое даже для взрослых артистов. Поэтому Кирилл сильно волновался, из-за чего допустил некоторые помарки. Кирилл успешно доставал платки из газеты, а вот само разрывание газеты в силу технических причин затянулось. Нужно было отложить газету в сторону, но Кирилл продолжил настойчиво ее разрывать. К сожалению, опыт приходит только с ошибками. Другого способа его получить нет. Но отрицательный результат – тоже результат, который позволяет анализировать, исправлять ошибки и достигать успеха. Особо отмечу, что Кирилла очень сильно поддержала аудитория, поэтому впадать в грусть не стоит.


Далее на сцену вышел Эмиль Хаметов (Владикавказ), причем без всяких столиков, коробочек и прочего реквизита. Зазвучала музыка, и Эмиль с первых секунд раскрылся как хороший карточный манипулятор. Стиль выступления Эмиля напомнил корейскую школу, в частности Yu Ho Jin (победителя ФИСМ 2012). Скажем так, не самый плохой пример для подражания. Выступление Эмиля с первых секунд было блестящим, и зрители сразу поняли, что это будет явно призовое место. Начало номера было настолько уверенным, красивым и элегантным, что Эмиль мог бы закончить свой номер намного раньше – мнение о нем не изменилось бы. Забегая вперед, скажу, что Эмиль занял первое место, и полагаю, это было единогласным решением.


Между номерами участников были длинные паузы, поэтому очень не хватало ведущего, который бы эти паузы заполнял. Объявлял номера Андрей Лавинский, который четко называл имена участников, но было бы лучше, если бы он именно вел конкурс как конферансье. На западных соревнованиях обычно в паузах выступают музыканты, артисты смежных жанров, но достаточно было бы импровизаций Андрея. Вторым пожеланием является то, что в каждом конкурсе необходимо объявлять, сколько осталось конкурсантов. Когда звучала эта информация, она была как глоток свежего воздуха. Народ хотел знать, сколько номеров еще предстоит посмотреть, как распределять свои силы, внимание и планы. Зато хорошим ходом было объявление антракта. Перерывы были просто необходимы.


Следующим выступал Иван Порядин (Первоуральск). Его номер назывался «Хочу стать фокусником». Иван показывал манипуляции с шариками, которые уже де факто подтвердили, что фокусником он уже стал. Также Иван исполнил классический фокус с веревками («Кошмар профессора»), очень смешно повесив одну из веревок себе на ухо. Это смотрелось очень мило. Иван занял в итоге третье место, с чем его и поздравляем.


Последним в детском конкурсе выступал Игорь Головин (Екатеринбург). Игорю вынесли два стола реквизита, и вначале я уже напрягся, что сейчас начнется демонстрация трюков по очереди, но к счастью Игорь все показывал очень интересно. Передо мной сидели дети, которые постоянно спрашивали у родителей: «А как он это сделал?». Фокусники тоже смотрели выступление с большим интересом. Когда я делал в это время пометки в своем блокноте, Коля Фомушин, увидев это, пошутил: «Такое впечатление, что ты воруешь программу мальчика, записывая интересные ходы».


Далее начался конкурс по ментальной магии. Эта номинация была впервые введена в этом году в связи с особой популярностью ментализма среди молодежи, и можно сказать, проходила под девизом «конверты и стулья». Именно эти два реквизита использовались чаще всего. Вообще говоря, конкурс по ментальной магии обнажил ее главные проблемы: «скучно и сложно». Конкурс показал, каким не должен быть ментализм – это СКУЧНЫМ!


Во время перерыва в курилке несколько человек окружило Корнелиса Роса с вопросами: «Ну и как?». На что он ответил: «Вот уже скоро будет тридцать лет, как на ФИСМе никому не присуждают первое место в номинации ментализм. Знаете почему? Скучно!». Второй его шуткой была фраза: «Если ты обладаешь достаточной ловкостью рук – ты фокусник, если нет – ты менталист». Все засмеялись. Но Корнелис попросил не распространять эту шутку, чтобы никто из участников не обиделся. Однако буквально за неделю до этого один злодей уже сделал демотиватор на эту же тему.

 

Оригинальным было и выступление Сестер Катанских, которые вызывали дух Гарри Гудини и дали объявление в газету с предсказанием еще задолго до своего выступления. Зрелищным был момент, когда дух Гудини заставил не только двигаться перо, но писать им предсказание. В ментализме так мало зрелищных эффектов, поэтому каждый визуальный трюк разбавлял монотонность, как глоток свежего воздуха. Думаю, в немалой степени именно из-за визуальных эффектов и театрализации действия Сестры Катанские были награждены третьим местом в конкурсе.


Нескучным было выступление Виктора Монжосова. Первые минуты Виктор начал достаточно дерзко шутить, и это не вызвало понимание публики. Но уже минут через пять он разогрел аудиторию, и от его «импровизаций» зал уже смеялся в полную мощь. Суть номера заключалась в том, что ассистент раскрашивал разноцветными карандашами контурный рисунок человечка, после чего в папке оказалось предсказание – точно такой же человечек, причем разукрашенный теми же цветами, которые выбрал зритель. Номер имеет тройной финал. Виктор как бы намекает, что у него в папке несколько вариантов предсказания. Достав другие листы – все они оказываются одинаковыми, с правильным предсказанием. Более того, когда Виктор начал раздеваться в стиле стрип-танца, на нем оказалась одежда тех же цветов, что и на рисунке.


Именно так и нужно показывать ментализм: дерзко, с юмором, напористо, интересно, не теряя внимание зрителей ни на секунду. И этот номер мог бы занять первое место, и, безусловно, занял бы, причем с большим отрывом, если бы ни одно «но». Номер оказался точной копией номера известного западного фокусника, что на конкурсах недопустимо. Да, другие участники тоже в своих номерах заимствовали чужие идеи, методы, шутки, но жюри, хорошо знакомое с оригиналом этого номера, решило, что «так драть нельзя». Об этой проблеме в прошлом году уже говорил Василий Руденко, угрожая дисквалификацией участников в случае, если они показывают полностью чужие номера, не объявляя об этом. В этом году жюри решило ограничиться штрафами по баллам.
Нет смысла пересказывать все номера в номинации «Ментальная магия», тем более, что Юрий Сергиенко уже выложил часть видеозаписей конкурса на своем канале YouTube http://www.youtube.com/playlist?list=PLk8B8njcsdI7s-8lzCdjlJvlar5x3UAVi.


Мне запомнилось выступление Ильи Рогулина, который продемонстрировал интересные визуальные эффекты (телекинез), что тоже может входить в рамки ментализма; к тому же его номер не был затянут. Единственным минусом его выступления можно считать использование сленга в речи и «молодежного языка». Для уличной магии это было бы нормально, но на сцене смотрелось не совсем органично. Вообще говоря, текст многих участников был слабо проработан и изобиловал подростковой пубертатной лексикой.


Первое место занял Таинственный Макс. Он показал достаточно сложный и эффектный номер, но пострадал от того, что на сцену пригласил слишком молодого случайного ассистента, не умевшего в свои школьные годы читать. Мальчик дико тормозил и практически срывал Максу весь эффект. Как же все-таки зависит успех от ассистентов! Эту фразу мне хотелось неоднократно крикнуть многим выступавшим, особенно тем, которым повезло с ассистентами.


Так, Арсений Литвиненко (Чернигов) стал показывать сложнейший номер Деррена Брауна «Китайский ресторан», пригласив в качестве ассистентов Александра Муратаева и Александру Скачкову. Хотелось взять рупор и крикнуть: «Мальчик! У тебя в жизни никогда больше не будет таких хороших ассистентов! Никогда! Цени это!». Ментализм – дело тонкое, поэтому провалив все дуальности и лингвистические трюки (не уверен, что Арсений вообще о них знал), его спас актерский опыт приглашенных ассистентов.

 

Интересный номер показал и Николас Кин (Литва). Вообще говоря, стоит отметить очень сильную прибалтийскую и украинскую школу магии (и в плане режиссуры, и в плане теории). Девизом Конгресса мог бы стать лозунг «Украинско-прибалтийский прорыв». Шутка ли, аж шесть наград завоевали только конкурсанты из Украины!


Последним комментарием по поводу ментальной магии хотелось бы сделать следующее. Из-за популярности ментализма многие редкие техники и приемы стали известны широкому кругу лиц, поэтому произошла некая девальвация очень серьезных методов и концепций ментализма. В силу неумелого, а порой и бездарного их использования, они превратились уже в какую-то пародию или фарс. Очень печально, когда, например, во время перерыва ко мне подходит десятилетний мальчик и спрашивает, использую ли я в работе «серебро». Хочется ответить ему словами Юрия Мончака: «Иди собирай пенал в школу».


Ментализм изрядно утомил многих зрителей, некоторые из которых уже не вернулись в зал после перерыва. Я увидел уставшего Олега Степанова в буфете и Владимира Свечникова, которые грустно пили пиво (Степанов пил колу), и отказались от дальнейшего просмотра конкурсной программы. Но совершенно зря, потому как именно конкурс по сценической магии был фееричным! Некоторые жаловались, что участников было не столь много, но, по-моему, это было только плюсом. Лучше меньше, да лучше!

 

Первым выступал Максим Котов с ассистентом, которому он замотал голову скотчем, накрыл ведром, а в конце программы, у ассистента во рту оказалась выбранная и подписанная зрителем карта. К сожалению, на выступлении Максима разрядилась батарейка в радиомикрофоне, отчего половину номера он выступал без звука. Звукорежиссер из ДК Метростроя хоть и допускал некоторые ошибки, все же ему было очень далеко до «человека Ухо» из ЦДРИ. Очень далеко.


Неплохо выступил и Майкл Назаров. Очень многое зависит от того, какое начало номера. Майкл начал весьма энергично, ему громко аплодировали при показе фокусов с платками, однако к концу номера экспрессия стала снижаться, и Майкл почему-то стал больше нервничать.


Превосходным, и я даже сказал бы взрывным, было выступление Максима Мелешко. Как только его объявили, раздался шквал аплодисментов и криков уже заранее авансом. И Максим не подкачал. Это была безупречная актерская и режиссерская работа. Как не хватает таких выступлений и участников! Максим принял во внимание все ошибки, совершенные ранее, проделал громадную работу над собой и выступил без единой помарки. С жюри не спорят, но лично я вручил бы ему еще одно первое место (жюри оценило его номер третьим). В любом случае в воздухе ощущалось, что Максим совершенно точно будет награжден.

 

XIII Конгресс РАИ Москва 2013


Казалось бы, что лучше Максима уже никто не сможет выступить, но как я уже говорил, конкурс таил в себе несколько открытий и фееричных номеров. Артисты Дмитрий и Наталья Перовы (Пермь) снова взорвали зал. Их номер строился по нарастающей линии. Сначала летающее под платком нечто (The thing), потом внезапное появление ассистентки из ящика, потом игра со светлячками, но фурором стала настоящая левитация Натальи. Она парила в воздухе сначала на трех ножках от зонтов, потом на двух, в итоге остался только один зонт. Хрупкий зонт с тонкой ручкой совершенно не производил впечатления возможности на него опереться. Очень зрелищная левитация. Абсолютное ощущение чуда. Этот номер получил Гран-при Конгресса, и это решение было поддержано бурными аплодисментами в зале.

 

XIII Конгресс РАИ Москва 2013


Далее выступал фокусник из Германии Владимир Шмидт. Его интерактив строился вокруг Александры Скачковой, с которой он флиртовал на сцене. Некоторые шутки были скорее одесскими, нежели германскими, хотя вспомнилась и главная немецкая тема. Смешнее всего были шутки-пародии на реквизит фокусников. Владимир продемонстрировал микро-свечи Фантазио, микро-веревки, макси волшебную палочку и другой необычный реквизит. Это был превосходный юмор над фокусниками и их реквизитом, и эту тему можно было развивать без фокусов. Казалось, что сам фокусы в этой программе уже лишнее.


Далее публика снова взорвалась, потому что на сцену вышел Юрий Мончак. Это было торжество манипуляции. Юрий построил весь номер при помощи одного объекта манипуляции – сигарет, и выжал из манипуляции с сигаретами все. Жюри высоко оценило его выступление, вручив Юрию второе место в конкурсе по сценической магии. Было видно, что Юрий проделал большую работу, связки между манипуляциями были хорошо продуманы и режиссерски, и технически. В общем, украинская школа магии рулит! Захотелось многих россиян отправить в Украину на стажировку. Да и съездить самому.

 

XIII Конгресс РАИ Москва 2013

 


Еще одним потрясением стало выступление Сергея Ступакова (Латвия). Тот случай, когда ощущаешь сразу – либо Гран-При, либо первое место! Сергей с первых секунд начал делать красивейшие появления голубей. Настолько технически чисто, что никто не верил своим глазам. Иногда хотелось сказать: «Да ладно, неужели и сейчас появится голубь? Это нереально». И голубь появлялся. Но зал взорвался, когда Сергей сделал появление гигантского попугая длинною, наверное, с метр. Попугай сделал круг и приземлился на спину Натальи Перфильефой. Это был очень смешной момент. Пока все смотрели, как летал попугай, Сергей сделал появление еще такого же метрового попугая. Это было термоядерное выступление!

 

XIII Конгресс РАИ Москва 2013

 

В заключение конкурса выступал дуэт «Счастливый расклад». Это был скорее оригинальный жанр с использованием фокусов, но смотрелось все интересно. А песню, которую они напевали, я не мог выбросить из головы дня три.

ГАЛА-ШОУ

В самом начале Гала-концерта на сцену вышел конферансье Римас Навицкас, и стало спокойно на душе – как минимум, ведение концерта будет интересным. В этот раз Римасу помогал вести вечер Юрий Сергиенко. Дуэт ведущих оказался весьма органичным. Было интересно наблюдать над шутками Римаса и Юрия, смотреть, как они по-доброму подтрунивают друг над другом и даже совместно показывают фокусы.


Из-за того, что приглашенный гость Арсен Люпен сильно заболел и не смог приехать, а известно об этом стало лишь за пару дней, возникла неприятная ситуация. Самое обидное, что он с большим трудом получил визу, уверенно подписал контракт, очень хотел приехать, но болезнь внесла свои коррективы. Поэтому нужно было сделать адекватную замену.


Скажу так – гала-концерт был настолько сильным и интересным, что я не видел ни одного человека (кроме Сергея Кораблева), кто вообще вспомнил бы хоть раз про Люпена. Юрию Сергиенко удалось по-режиссерски правильно выстроить концерт из двух отделений, а состав артистов, то, как они выступали, позволял представить каждого в роли специального гостя гала-шоу.
Первыми в концерте выступали Сестры Катанские, исполнив свой легендарный номер «Семейка Адамс». Девочки выглядели мило, они перестали использовать грим из фильма ужасов, что, наверное, правильно. Поскольку номер этот у них уже хорошо отработан, Наташа и Екатерина Катанские держались спокойно, уверенно и профессионально.


Следующим было выступление дуэта Анны и Виталия Дельворс. Их считают лучшими представителями жанра «мнемотехника». Отвернувшись от зала, Анна легко угадывала любой предмет, который Виталий брал в руки, называла серии и номера любых документов. Их выступление создало ажиотаж. Особенно старались дети, тянувшие руки, и просящие подойти именно к ним для чтения мыслей. Было ощущение, что публика не отпускала дуэт Дельворс, Виталий ходил по разным частям зала, а ему все тянули новые и новые предметы. Это действительно фантастический номер, особенно если его видишь впервые.


В конце первой части концерта выступал Сергей Симонов с двумя очаровательными ассистентками. Они показывали трансформацию, фокусы с появлением зонтиков. Девушки были ослепительно красивы, элегантны, поэтому мужская часть зрителей смотрела главным образом на них. Поскольку Сергей – не Борис Моисеев, думаю, он не сильно ревновал.


После антракта на сцену вышел мастер ментальной магии Александр Александер, которого позиционировали, как специального гостя. Первый номер Александера с поиском карт Зенера был необъясним. То есть все фокусники примерно понимали, как он делается, но никто не мог сказать, как это сделал Александер точно. Позже Александер признался, что использовал свою авторскую методику.


Далее Александер стал показывать менее сложные трюки, но компенсировал все своей уверенностью и харизмой. Я спросил после концерта у зрителей НЕ ФОКУСНИКОВ, какие у них остались впечатления от Александера (известен факт, что зрители и фокусники всегда по-разному оценивают выступления артистов). Многие отвечали, что им было интереснее смотреть на самого Александера, то как он говорит, смотрит в зал, как ведет себя, нежели вникать в суть его трюков. Выступление Александера снимало телевидение, и даже в одном из номеров теле-журналист смог поучаствовать в шоу в прямом эфире.


Для меня в выступлении Александера показалась сомнительной его мелкая повязка на глазах, в которой он уверенно разгуливал по сцене, метко бросая предметы в зал. Тут нужно либо снимать повязку, либо изображать слепоту. Вторым моментом была ошибка в речевом паттере в номере «невидимые касания». Все, больше не буду критиковать Александера, а то он нашлет на меня порчу.


По счастливому стечению обстоятельств в зрительском зале находился молодой, но уже всемирно известный фокусник Сос Петросян, которого В.П. Руднев пригласил на сцену, поблагодарил за успехи и вручил членский билет РАИ.
Далее в программе выступал дуэт Бориса и Елены Мирошниченко. Они показывали баланс на ножах. Это легендарный номер, который в их исполнении вызвал истерию аплодисментов в зале. Вот это уровень! Спасибо таким артистам за то, что они есть! Это богатство нашей страны.


Выступал и сам Юрий Сергиенко, показав номер «апельсиновое дерево», которое так любят зрители. На дереве вырастают настоящие цитрусовые плоды, зритель выбирает любой из них, и именно в нем оказывается кольцо зрителя. Очень смешным был момент, когда у Юрия не сработала волшебная палочка, в которой застрял платок. Юрий так классно обыграл это, что если бы фокус получился, было бы в сто раз хуже. Это отличный ход, ведь зрители так любят, когда фокус не получается. А как это любят фокусники!


Закрывали концертную программу Юрий Савицкий и Анна Маркова, показав номер с факелами и исчезновением головы приглашенного на сцену ассистента. Также хочется вспомнить еще одного участника из первого отделения концерта – Никиту Измайлова, показывавшего контактное жонглирование стеклянным шаром. Без лишних слов скажу, что это лучший манипулятор в своем жанре, а многим тем, кто увлекается контактным жонглированием нужно или выбросить шар, или бежать к Никите получать уроки. Особенно всех впечатлило то, как стеклянный шар летает и зависает в воздухе. Все просили повторить Никиту этот элемент манипуляции.


Подводя итог, можно сказать, что Гала-концерт получился одним из лучших среди концертов, организуемых РАИ. Все номера были оригинальными, не было «фокусного нафталина», изобилия летающих столов, тростей и платков. Концерт не был затянут, его было реально интересно смотреть, причем и фокусникам, и простым зрителям. Спасибо всем артистам, кто принял участие в этом концерте!

 

 

Продолжение обзора Конгресса РАИ 2013. Часть 2.


В этом году в открытом конкурсе Конгресса РАИ-2013 приняло участие 29 человек (из них пятеро в шоу «Момент»). Такое большое количество участников говорит с одной стороны о возрастании интереса к фокусам. С другой стороны это свидетельствует о наивной оценке конкурсантов своих способностей. Иногда было такое ощущение, что люди решали идти на конкурс по микромагии спонтанно, минут за 15 до конкурса. Типа «пойду, покажу себя». Серьезных отрепетированных номеров было мало, режиссуры у многих не чувствовалось вообще. Об этом много говорилось на круглом столе, в кулуарах, и даже во время вручения кубков

Корнели Рос сказал, что многим нужен режиссер, причем не только менталистам, но и микромагам.


Из-за огромного количества участников в конкурсе по микромагии было решено перенести круглый стол (общение между фокусниками). Сказать по правде, отсидеть весь конкурс было настоящим испытанием. Почему-то многие конкурсанты, узнав, что выступление не должно быть длиннее 14 минут, решили сделать его именно 14 минут, не меньше. И где-то уже после пятнадцатого выступающего возникло ощущение, что если кто-то вдруг начнет ходить по воде, всем это будет уже безразлично. Поэтому прежде чем идти в следующем году на конкурс ответьте для себя на два вопроса: «Что я буду показывать?» и «Как я буду показывать?».


Показывать на соревновании фокусников такие классические фокусы, как «амбициозная карта», «исчезновение платочка», «три веревочки» etc. бессмысленно и неуважительно, если это не какой-нибудь совершенно оригинальный метод показа или качественно новая подача. Ну зачем занимать время и отвлекать три сотни человек, показывая им то, что давно уже хорошо известно и даже надоело. Если для вас это новый фокус и вы новичок, это не значит, что с этим фокусом следует быстрее бежать на конкурс, делясь своей наивной радостью. Если вы хотите просто «показать себя» – это можно сделать в любую встречу клуба фокусников, раз в месяц, и вас с удовольствием посмотрят. Для этого клуб и собирается ежемесячно. Но конкурс – это некое состязание, демонстрация чего-то особенного, личностного, творческого.


Отчет на второй вопрос «Как я буду показывать?» является не менее важным. Всегда ценится оригинальность и некая техническая подготовка. Нельзя идти выступать на конкурс экспромтом, типа, «я офигенный чувак, пойду без подготовки и всех порву». На деле это всегда оборачивается провалом. Плюс это является неуважением к зрителям, которые приехали на Конгресс не для того, чтобы смотреть двойные подъемы и репетиции на сцене.


А теперь к делу. Первым пригласили на сцену Римаса Навицкаса. Поскольку он преспокойно сидел в зале, стало понятно, что будет пародия. А мастер пародий на фокусников у нас это Антон Козлов. Римас был представлен в виде куклы, которая слабо походила на объект пародии. Значительно большим сходством обладала пародия на Владислава Калмыкова, которую исполнил уже лично сам Антон Козлов (Новосибирск). Антон удачно передал внешнее сходство, голос, реплики и фокусы Владислава (например, использовались персики в запечатанной банке). Со временем Антон несколько заигрался и слишком затянул номер. Пародии хороши, когда они короткие и на разных фокусников. В этот раз казалось, что Антон сделал больший акцент на показываемые фокусы, нежели пародию. Никогда не забуду его прошлые пародии на Адамчука, Циталашвили и других фокусников в прошлом сезоне. Такие вещи врезаются в память навсегда. В любом случае, спасибо Антону Козлову, за то, что он занимается настоящим творческим поиском, и именно такие номера как раз и являются самыми желанными на открытых конкурсах. Кстати, жюри это тоже отметило, и вручило Антону специальный диплом за творческий поиск.


Далее начались традиционные проблемы со звуком. У звукооператора ЦДРИ как всегда все было профессиональное: и техника, и непригодность. Ну нельзя уходить с мероприятия, если оно еще не завершилось. Даже если в бумажке написано, что музыка не нужна. Ведь могут быть проблемы с микрофонами. То, что флешки не читаются вообще – было сюрпризом для многих участников. Очень надеюсь, что мистера в скором времени пригласят работать на чеченскую свадьбу, в результате чего в ЦДРИ появится новая вакансия.


Итак, сменив три гарнитуры, на сцену вышел Павел Ерзунов (Павловский Посад). Павел показывал классические карточные фокусы (Biddle Trick, Color Monte etc.), при этом очень смешно втягивая воздух в нос характерным резким движением, отчего публика стала через некоторое время смеяться. «Ну, зима» прокомментировал звуковые эффекты Павел. Вообще говоря, многие фразы Павла были эпическими, и вполне могли бы подойти для программы +100500. Павел увлекся и затянул выступление настолько, что приглашенный ассистент уже начал шутить на эту тему. Если контролировать течение времени сложно, есть совет для всех: поставьте будильник на виброзвонок. Так надежнее.


Следующим выступал Владимир Горяндин (Казань). Владимир также показывал набор классических карточных трюков, причем они сильно пересеклись с репертуаром предыдущего участника. Видимо ребята качают семинары из одного источника.
А вот номер Алексея Пивоварова уже радикально отличался. Это был именно номер, а не показ фокусов по очереди. Алексей сделал своего рода вызов, challenge, самому себе. Обладая способностью блестяще красиво говорить, Алексей отказался намеренно от речевого сопровождения, сосредоточившись именно на манипуляции. То есть он не стал использовать свою сильную сторону, как бы давая фору другим. Идеи для манипуляции за столиком были очень элегантны и красивы (рюмка, бутон цветка, платок). Однако с того ракурса, где сидел я, были видны некоторые зарядки. Еще одним преимуществом Алексея было то, что ЭТО БЫЛИ НЕ КАРТЫ. Карты уже так всех замучили, что хотелось подойти к Алексею и поцеловать его. Однако жюри предпочло наградить его вторым местом в микромагии.


Далее выступал Антон Наталушка (Красноярск). Не все его шутки прошли, но в плане подачи шуток и манерой говорить он сильно напомнил артиста Comedy Club Незлобина. Антон красиво достал киви из колоды карт, потом пошел поток карточных фокусов (а я продолжал мысленно целовать Пивоварова). Из всего многообразия фокусов с картами мне больше всего понравилась демонстрация шулерских трех карт монте («Три листа»). Также интересным моментом было появление карты зрителя в киви. Однако чувствовалось, что номер бы недостаточно подготовлен, а следовательно и сильно затянут. Многие зрители интуитивно щупали руками красную кнопку. Ох, как же ее не хватало в конкурсе по микромагии! В заключение следует отметить, что Антону необходимо поработать над речевым сопровождением своих фокусов.


Следующим выступал Тигран Агабекян (Мытищи). После изрядно затянутого предыдущего номера, лаконичное и продуманное выступление Тиграна под музыку смотрелось как луч света. В номере использовались пустые бланк-карты, на которых красиво появлялись полоски, карты закрашивались несколько раз, а апофеозом стало то, что расстеленные в ряд карты сложились сами. Это было мощным финалом На мой взгляд, номер Тиграна мог бы вполне заслужить первое место в микромагии. Но в курилке я слышал реплики о том, что со многих сторон были «засветки». Чем мне понравился еще Тигран Агабекян – он показал своим номером, что если вы не уверены в том, что речевое сопровождение будет безупречным – выступайте под музыку.


Далее за столом рядом с ассистенткой Олей оказался Джафар Багиров (Санкт-Петербург). Он показал хорошую работу с картами. Всем понравилось, как он пару раз доставал карты изо рта. Потом начался поиск тузов, перевороты, классика карточной магии. Но это был не номер, а скорее просто показ микромагии. В процессе выступления Джафар один раз не совсем корректно обратился к жюри фразой «Время есть, судьи?», что немного резануло слух.


Следующий участник Сергей Колер (Санкт-Петербург) обладал хорошей грамотной речью и придумал любопытную тему – «черная дыра», которую стал обыгрывать. Рассказ о черной дыре сопровождался появлением рекламных карт, сменой цвета карт, их исчезновением. Было приятно смотреть на Сергея, так как была видна работа. Но номер опять же был несколько затянут. В следующий раз на конкурсе по микромагии следует сделать ограничение по времени не 14, а 7 минут, чтобы участники не злоупотребляли временем. Очень жаль, что большинство участников, затягивая номера, только портили о себе впечатление. А громче всех хлопали тем, кто заканчивал номер быстрее.


Выступал и Нико Цаава (Мурманск), показав перемещение монет под музыку. С середины номера Нико стал заметно лучше манипулировать (видимо размялись руки). Некоторые элементы он выполнил предельно чисто, а в конце номера, когда появился mini-DVD диск, все бурно зааплодировали.


Далее выступала очень красивая девушка Анна-Кристина Жарук (Украина). Она показывала трюк Cups’n’balls, мило улыбаясь. Я следил за реакцией зала. На фокусы уже мало кто обращал внимания, все смотрели на артистку, обладающую хорошими данными. К этому времени фокусы уже так надоели, что даже когда в кубках появились цветы, то хлопали больше самой Анне, которая могла просто ходить. Именно ей вручили «Приз зрительских симпатий».


Далее конкурс уже было смотреть реально тяжко. Душно, полный зал народа, мельтешение карт, платков. На лицах многих зрителей читалось одно: «Сколько еще человек на конкурсе?» Забавный эффект от подобного пресыщения фокусами испытал мой друг Николай. Возвращаясь домой в электричке, он увидел как бабушка накидывает плащ на вешалку. Так вот это действие заставило его остановиться в ожидании, не начнется ли показ летающего шара зомби бол.


Разрядил обстановку Свят Костюк (Москва). К моменту его выступления в зале была уже атмосфера, близкая к истерике. Свят начал с шутки про менталистов, чем очень расположил к себе зрителей. Надо сказать, что Свят необычный фокусник, я бы даже сказал «со странностями». Он может очень жестко пошутить, сказать что угодно, и те, кто его знает, уже привыкли к этому. Сам Свят позиционирует это как «фишку». Кто видел Свята раньше – другого и не ждали, кто видел впервые, были огорошены его шутками и смелыми репликами. Но что касается техники исполнения, нужно признать, что она была безупречной. Это не были потуги, это была реально хорошая техника.


Свят построил свой номер в жанре небольшой пародии на разные стили фокусников, что смотрелось очень выигрышно. Это действительно было интересно смотреть, в отличие от простой демонстрации фокусов, тем более так уже надоевших, и тем более карточных. Лично мое отношение к Святу до этого выступления, скажу честно, было едва ли уважительным. На известном ресурсе по обучению фокусам он сдавал секреты, как стеклотару. Да такие секреты, что сам Павлик Морозов отказался бы это делать (Морозов, кстати, там тоже есть, да и Павлик тоже). Однако должен признать, что выступил Свят действительно интересно, о чем я ему сообщил лично еще до объявления результатов. Была опасность, что жюри не простит ему фривольностей, но консерватизм уступил новаторству. Хотя всех подробностей голосования я не знаю. В группе РАИ «В Контакте» уже шло жаркое обсуждение, достоин ли Свят первого места. Но, во-первых, победителей не судят, во-вторых лично мое мнение, что достоин. Главное, чем он взял – его было интересно смотреть.


Александр Лопатин (Красноярск) показывал достаточно эффектные карточные фокусы (в том числе из репертуара Генри Эванса) в стиле «ранний Чириков». Фокусы-то были сильные, но все настолько уже устали, что никто не мог смотреть программу с усердием. Разглядывали Олю, Колю, сцену, обсуждали предстоящий семинар, решали вопросы питания, но фокусы смотреть было уже вредно. Многих тошнило платками. Запомнились какие-то совершенно фриковые вещи. Алексей Гольдеров (Якутск) поразил всех появлением шарика из природного держателя, много шутил в якутском стиле. Когда вышел на сцену Адамчук, я поспорил, что если через минуту не появится платок, то я плачу тысячу. Платок появился гораздо раньше. Вторым спором было появление шарика в номере. Шарик из поролона появился, и манипуляция была с шариками великолепна. Но все очень устали к этому моменту физически. В общем, Конгресс должен проходить два дня, а не три (тысячу я все-таки проиграл, предсказывая, что Адамчук обязательно дунет на подброшенный платок. Но он, как знал о споре, и не сделал этого).


Особо хочется отметить выступление Артема Тихевича. Он опоздал на конкурс по ментализму, поэтому выступал во второй день. В образе Шерлок Холмса Артем проводил расследование, кто подкинул младенца. При этом Артем был как-то флегматичен (позже стало понятно почему). Номер Артема имел тройной финал. Сначала совпали предсказания на стульях, в конвертах, на ширме. Вторым финалом было то, что Артем, уйдя за кулисы, вернулся в костюме Микки-Мауса, что также совпадало с предсказанием. Но третьим этапом было то, ради чего строился весь номер. Артем отстегнув пару букв с ширмы заставил прочитать всех текст справа налево. И это было предложение его девушке руки и сердца. Теперь стало понятно, почему Артем был столь флегматичен, а скорее романтичен. На сцену вышла его избранница, и я, как старый сентиментальный человек, заплакал. Слезы навернулись и у всей аудитории. Поздравляем Артема с настоящим мужским поступком, его избранница очень красива, обаятельна и, конечно, заслуживает такого красивого предложения!


Гийом Донзо повторил свой номер, с которым он выступал на RMC-конгрессе. Виктор Сахно (Киев) показал очень лаконичную манипуляцию с монетами (ничего лишнего, спасибо за это). Александр Винокуров сопровождал свое выступление стихами, причем хорошими стихами. Не такими, которые обычно читают на свадьбах и днях рождениях. Особенно порадовали рифмы к словам «главнюк» и «конец». Очень оригинально выступил Александр, поздравляю. Это было еще одним по-настоящему творческим выступлением, которое реально интересно смотреть. После, общаясь в кулуарах, Александр немного переживал за техническую сторону исполнения, но могу его смело уверить: к моменту его показа фокусы вообще уже никто не смотрел. Всем уже было все равно, кто, зачем и как трогал карты. Но зато все с интересом слушали его стихи.


Наверное, сейчас уже у читателя устали глаза от такого количества текста. А представьте, каково было смотреть это мега-соревнование. Поэтому пишу дальше спутанно, в том сумеречном состоянии души, с котором сидел в зале. Вышел Дмитрий Козырев (Орел). Вынес мозг и кролика. Все смотрят на кролика. Через пять минут начинают думать, зачем нужен кролик. Кролик по имени Хрустик. Хрустик выбирает карты. Амбициозка. Спутанность сознания. Кролику зачет. Примерно такой поток сознания шел в головах у зрителей. А что происходило в головах у членов жюри, я даже боюсь себе представить.


Майкл Назаров уже понимал, что всем будет все равно, что он покажет, о чем он так и заявил со сцены. Внешний позитив Майкла немного приободрил публику, а я в тот момент думал, почему он Майкл, а я не Джон. Джон Власов, например. Пишу сейчас все это уже в порядке полубреда для того, чтобы вы еще лучше ощущали то самое чувство, когда ты обожрался фокусами, а тебя ими продолжают кормить еще. Еще. И еще. Иногда с истекшим сроком годности. Иногда бракованными фокусами. Съешь еще немножко фокусов, дружок. Посмотри амбициозку… Еще. И еще. И т.д.


Началось шоу «Момент». Андрей Лавинский сообщил, что участвует всего пять человек. В зале простонали. Никита Тимофеев показал известный ментальный трюк со стертыми числами на маркерной доске. Олег Усов снес яйцо. Михаил Тюменцев как всегда выступал в жанре современного искусства. Это чистый супрематизм. Это нужно видеть. Это все равно, что пересказывать «Черный квадрат» Малевича. Хотя, зачем его пересказывать, он же черный квадрат. Достаточно просто сказать: черный квадрат. Так и в данном случае можно сказать: «Михаил Тюменцев». Хотя лучше посмотреть. Уфф…


Из последних силу пишу про Гиома Донзо, который выиграл шоу «Момент» (или его кролик, который очень смешно распечатывал конверты, перегрызая их). А вот Гарри Мочадо (Куба) повезло меньше. На его выступлении звукоопертор ушел. С одной стороны, я его понимаю. Но помню, как в свое время он хотел уйти во время выступления Марка Оберона (тогда его остановили). В итоге Гарри включили такую музыку, что на современном молодежном языке это характеризуется концептом «ржака». На этом повествование обрывается, а третья часть будет посвящена нашим иностранным гостям и заключительным выводам.

 

 

Продолжение обзора Конгресса РАИ 2013. Часть 3


Главным событием Конгресса РАИ был приезд зарубежных фокусников Дэвида Стоуна и Генри Эванса. И их выступления были настолько зрелищными, и не побоюсь этого слова ГЕНИАЛЬНЫМИ, что тот восторг, который испытали зрители, компенсирует все недостатки Конгресса, какие только могли быть. Есть такое выражение «увидеть Париж и умереть». Лично для меня, после выступления Стоуна, возникло ощущение, что теперь Париж можно и не смотреть.

 

XIII КОНГРЕСС РАИ 2013


В первый день Конгресса приехал Генри Эванс, который оказался очень компанейским и дружелюбным человеком. В фойе за столиком он уже начал показывать свои авторские разработки. Его постоянно окружала толпа фокусников, и он с удовольствием «рвал им мозг». В первый день я слышал такие отзывы: «Да он лично с моей колодой все делал! Ее невозможно подменить». Да, действительно, визитной карточкой Генри Эванса является показ фокусов с колодой зрителя. Даже на своих афишах он часто пишет: «Приносите на концерт свои колоды карт». Генри мог мгновенно назвать порядковый номер любой карты в колоде, на которую указывал зритель. Или мгновенно найти в этой колоде тузов, после того, как зритель ее тщательно перемешает.
Дэвид Стоун приехал в ЦДРИ только на второй день Конгресса, к началу своего шоу. Накануне его встречала Юлия Ким и Александр Давыденков (из магазина Magicprof), они же полностью осуществляли весь трансфер и сопровождение Д. Стоуна в течение всего его времени пребывания в Москве. Так вот в первый день Юля сообщила, что Стоун неразговорчив, не любит личных вопросов, выглядит уставшим. Но он им сказал, что придумал по дороге несколько новых идей, которые хочет реализовать в шоу.
И действительно, когда Д. Стоун вошел в зал для подготовки сцены, он не стал махать руками и посылать воздушные поцелуи. Но! Как только началась его программа, он мгновенно преобразился. Это был совершенно другой человек! Артист! Яркий, взрывной, экспрессивный, гибкий. Не даром его называют иллюзионным Джимом Кэрри.


Особо следует отметить, что Стоун строго-настрого запретил любую съемку. Это объявлялось и заранее, но когда Стоун вошел в зал и увидел камеры, то буквально приказал их убрать. Делал он это с такой агрессией, что стало ясно: если этого не сделать, он либо остановит концерт, либо разобьет камеру. Не все поняли просьбу Стоуна с первого раза, поэтому Дэвид еще несколько раз кричал в зал, обещал позвонить «Володе», и делал угрожающие знаки тем, кто его пытался записать. Позже Стоун жаловался, что подобное он видел лишь в Китае.

 

XIII КОНГРЕСС РАИ 2013


Переводила шоу Екатерина Медведева, и это был профессиональный перевод, особенно учитывая сложность своеобразного акцента Стоуна. Катя сообщила, что только что специальным визитом из Колумбии к нам приехал Дэвид Стоун. Раздались аплодисменты, тут же вбежал САМ, весь в белом порошке. Сделав резкое движение, Стоун сдул следы колумбийского порошка, и первый гэг прошел на ура.


Вообще говоря, вся программа Стоуна состояла из пародий, гэгов, шуток про фокусников. Например, когда Стоун надул шарик и начал изображать готовность появления бутылки (трюк, который не делает сейчас разве ленивый), все разочарованно и недоуменно стали ждать: неужели достанет бутылку? Как бы это было банально. Но Стоун, лопнув шарик, достал два оторванных холдера для этого трюка. Или, например, когда Стоун делал исчезновение платка, то исчез не платок, а палец.


В принципе, Стоун показал свою классическую программу (снимал ботинки, которые оказывались в неожиданных местах, доставал полные бокалы с водой, портил кольца зрителей, которые оказывались потом в самых неожиданных предметах), но когда смотришь это вживую, то испытываешь чувство сопричастности к чему-то святому. Это совершенно другая энергетика. Хотя Стоун далеко не святоша, и большинство его шуток были на грани фола, часто на сексуальные темы. Но делал он это столь органично, смешно и к месту, что даже ученики Медкова смеялись счастливым праведным смехом.


Минут через двадцать Стоун закончил свое первое отделение, и его сменил Генри Эванс. Стилистика выступления этого артиста была совершенно другой. Свет в зале приглушили, Эванс начал мягко, но не менее удивительно. В долю секунды в его руке исчез платок и мгновенно появился в другой руке. Было ощущение, что это галлюцинация, такое невозможно. Далее Эванс менее чем за секунду нашел четырех тузов в полностью перемешанной ассистентом колоде карт. Также он мгновенно находил подписанные карты вслепую, которые мешались в прозрачном пакете на глазах у всех.

 

XIII КОНГРЕСС РАИ 2013


Генри Эванс показывал какие-то совершенно необъяснимые трюки с картами, и складывалось ощущение, что в зале вообще никто не понимал, как он это делает. Постоянно слышалось шептание фокусников: «Да ладно», «Как?», «Охренеть». Наверное поэтому, в конце шоу ему аплодировали уже стоя. Чувствовалось, что его мастерство Генри Эванса оценили по достоинству.


Приятным сюрпризом была вторая часть выступления Дэвида Стоуна (многие думали, что он уже закончил). Стоун продолжил шутки на тему фокусов. Например, в начале он вышел с громадной скатертью, из которой достал маленькую монетку. Потом решил вызвать случайного зрителя, швырнув салфетку за пределы зала. А Евгений Карелин демонстративно достал из кармана такую же салфетку и «как абсолютно случайный зритель» вышел на сцену. Позже во рту Евгения оказалось несколько карт (в том числе карта зрителя). Надо сказать, что Евгений превосходно отыграл все интермедии со Стоуном, и я только в конце понял, что он был «действительно случайным зрителем». Пожалуй, лучше Карелина эти этюды не исполнил бы никто.


Апофеозом выступления Стоуна было то, что подписанная зрителем карта никак не могла найтись. Стоун искал ее в сотовом телефоне, полноразмерном аналоговом телефоне с трубкой на проводе, фене, стакане с соком, плюшевом Человеке-Пауке – все эти предметы Стоун доставал по очереди из карманов. Но подписанная карта была в запечатанной бутылке пива. Причем обратите внимание, подписанная карта!


После такого грандиозного шоу публика была возбуждена до предела. Многие закурили, даже те, кто не курил вовсе. Это была настоящая феерия мастерства и оригинальности. Эмоций было столько, что заснуть в этот день было невозможно, несмотря на усталость. И казалось, что лучше уже ничего не может быть, самое интересно произошло. Никто не ожидал, что семинары на следующий день вызовут еще более мощную реакцию. Бесплатный семинар Стоун превратил в целое фантастическое шоу. Никто не ожидал, что семинар будет такой бомбой.


Есть две реакции на выступление гениальных мастеров. Первая – ты получаешь сильнейшее вдохновение, творческий подъем, толчок. Появляется стремление бежать заниматься, учиться, развиваться, творить, что-то создавать. Но иногда возникает и второй вид реакции на увиденное. Ты чувствуешь, что тебя убили. Пустота и гул в ушах. Ты видишь такой запредельный уровень, что внутренний голос начинает шептать: «Ступай работать на завод, сынок. Ты занимаешься не своим делом». Боюсь, что Стоун своим семинаром заставил многих пересмотреть в корне свой подход к магии. Такую фрустрацию испытал не только я. Встретив Сергея Солоницына я услышал шутку, что он уже не чувствует себя фокусником. В общем, из всех, кого я встречал после шоу, реакции было две: либо воодушевленность и вдохновение, либо люди задумчиво курили, не стряхивая пепла. Между тем, было и несколько человек, которые заявили, что Белони в прошлом году им понравился больше, что, дескать, Стоун кривляка и фигляр. Что ж, перефразируя Фаину Раневскую, можно сказать, что Стоун уже стольких вдохновил, что на некоторых может отдохнуть.


Помимо того, что Стоун развлекал фокусников своими шутками и гэгами, он затронул несколько серьезных тем, изящно их пародируя. Например, почему у всех фокусников исчезает сигарета в пиджаке, но нигде не появляется? Зрители всегда задают дурацкий вопрос: «Где сигарета?», вместо того, чтобы удивляться тому, что произошло. Или как завершить трюк с проглатыванием шарика для моделирования? Стоун показал свои наработки на эту тему, заставив аудиторию аплодировать ему стоя, не прерываясь минут пять. Пожалуй, никому еще из приглашенных артистов не аплодировали так долго и громко.


В конце семинара Стоун сказал очень трогательную речь, смысл которой сводилась к тому, что нужно быть личностью, делать свою магию, быть собой, не боятся экспериментировать и идти вперед. Ему часто советовали в юности, чего не надо делать, а что надо, что он слишком молод для каких-то своих идей, целей, проектов, что, мол, еще не время и тому подобное. Но он ДЕЛАЛ, никого не слушая. И вообще, если вам кто-то что-то советует, говорил Стоун, посмотрите на этого человека и ответьте для себя на вопрос: «Хочу ли я быть похожим на него?». Если да, то стоит прислушаться к совету. Если нет, то какого черта его слушать? Речь Стоуна была очень искренней и казалось содержала главный «The Real Secret of Magic».


Генри Эванс в своем семинаре демонстрировал универсальные гиммики, с помощью которых можно делать ряд поразительных фокусов с картами, причем непохожих друг на друга. Также Эванс объяснял и свою «рутинку» с размножением монет, которых становилось все больше и больше в процессе показа. Некоторые фокусы Эванс показывал как бы на спор, например, зритель называет число, и выбранная ранее карта находится именно таковой по счету. На спор. Или две карты, выбранные из двух колод разными зрителями, оказываются одинаковыми. Можно сказать гениальным был фокус, когда купюра, прижатая ногой к полу, превращалась в карту зрителя, а карта зрителя одновременно превращалась в купюру. В заключение семинара Генри Эванс поделился своей системой быстрого счета карт. Из-за пресыщения информацией уже было достаточно сложно понимать, что происходит, но к сожалению, запись его семинара, также была запрещена.


Зато торговля реквизитом была очень бойкой: что Стоун, что Эванс мгновенно распродали все свои запасы. Пожалуй, с такой скоростью не раскупали даже водку в горбачевские времена. Еще бы – после такой рекламы люди уже раскупали реквизит не думая. Во-первых, на память, во-вторых, некоторые вещи были действительно уникальными.


В первый день общение фокусников «Круглый стол» перенесли на вечер из-за долгого конкурса по микромагии. Более того, после выступления Стоуна и Эванса возникло желание сесть за этот круглый стол всем вместе и помолчать. Но организатор круглого стола Анатолий Катанский, предвидев состояние перевозбуждения аудитории, разбил круглый стол на две части и сделал эту встречу открытой для всех желающих, то есть бесплатной. Тем, кто уже купил билеты, деньги были возвращены. Это очень правильное и красивое решение. Пересказывать круглый стол нет смысла, рекомендую посмотреть его по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=7bqThVh0-fk&list=PLk8B8njcsdI7s-8lzCdjlJvlar5x3UAVi&index=61

 

Конгресс РАИ 2013


В процессе награждения победителей был приготовлен один сюрприз. В момент раздачи кубков, дипломов и медалей, на сцену под музыку вышел настоящий Старик Хоттабыч. По первым смешным репликам и движениям стало понятно, что это Владимир Попов из Екатеринбурга. Владимир раздаривал красочные подносы ручной работы уральских мастеров, постоянно импровизируя в шутливой манере. Кроме этого, Дэвиду Стоуну и Генри Эвансу были вручены памятные медали ЦДРИ.


После церемонии награждения начался торжественный банкет, на котором уже можно было снять все стрессы и расслабиться. На банкете присутствовал Евгений Ворони со своими американскими друзьями-комиками. Банкет проходил в полностью неформальной обстановке, без лишнего официоза. Участники Конгресса делились впечатлениями, фотографировались, пили, спорили, обсуждали увиденное.

 

Конгресс РАИ 2013


В заключение хотелось бы выразить благодарность всем участникам Конгресса, поблагодарить организаторов и всех тех, кто работал на этом Конгрессе (а также делал «невидимую работу» еще задолго до этого мероприятия), поблагодарить за перевод Екатерину Медведеву и Алексея Пивоварова, всех тех, кто встречал, перевозил и провожал иностранных гостей, вел с ними переговоры. Спасибо членам Президиума РАИ и Владимиру Петровичу Рудневу за то, что данный Конгресс состоялся и вошел в историю как один из лучших. Спасибо артистам, которые выступили на Гала-шоу и показали всем, что «мы не пропадем без Люпена». Спасибо за то, что получился настоящий праздник магии и фокусов!

Пресс-секретарь РАИ 

Денис Власов

 

 

 

Внимание!  Допускается полное или частичное копирование материала только с согласия президиума РАИ. В противном случае будут применены санкции, предусмотренные "Законом об авторском праве и смежных правах" (ст. 48, 49). Фото Игоря Онищенко